Автор Тема: Бурановские бабушки!  (Прочитано 16185 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Мирра

  • Модератор
  • Живу я тут
  • ***
  • Сообщений: 442
  • Благодарности: 109
  • Пол: Женский
  • Я такая, какая есть...
  • Awards За активность на форуме.
    • E-mail
    • Awards
  • Город: Глазов, Удмуртия
  • Имя: Елена
Бурановские бабушки!
« : 09 Октябрь 2010, 00:30:16 »
В этом году коллектив "Бурановские бабушки" чуть-чуть не смог занять 1 строчку, для того чтобы представлять Россию на конкурсе песни Евровидение! Этот коллектив из села Бураново, что в Удмуртской республике. Удмуртия-моя малая родина. Я здесь родилась и здесь живу! :) Сначала они лидировали, но потом сползли на 3 место! Что тоже, очень достойно!
 Ну что-же, представляю вашему вниманию своих землячек!

текст: Александр Рохлин.

Командированный в удмуртскую деревню спецкор «РП» Александр Рохлин проделывает хрестоматийный путь «сквозь тернии к звездам»: утопает в грязи в калошах сильно малого размера, расчищает лопатой метровые сугробы, подвергается нападению деревенского документалиста — и все только для того, чтобы услышать, как запевают бабушки. И узнать наконец правду — почему таких не берут на Евровидение.

Вчера в селе Буранове была зима. И лето тоже было вчера. А сегодня весна и осень. И такое здесь наблюдается постоянно, поскольку село это непростое. К слову, улицы вымазаны густым слоем меда. Иначе невозможно понять, что притягивает сюда множество самого подозрительного народа. В местной гостевой книге оставлены записи от: французских космонавтов, американских музыкантов на губных гармошках, финских краеведов, эстонских сказителей, ижевских издателей гламурных журналов, уральских защитников культуры, нижегородских собирателей сказок и целой московской Академии имени Гнесиных в лице артистки на гуслях. И это не считая двухсот семидесяти дворов и шестисот местных жителей.

Расскажу для начала про вчера. Идем мы по селу с местной жительницей Галиной Николаевной Коневой. Дальней родственницей маршала Конева, по ее собственному убеждению. Машину оставили при въезде — грязно. И жалко таксиста, увязнет. Вода бежит, канавы пухнут и бурлят, у земли день рождения. Странное предчувствие счастья. Скоро весна! (по календарю уже ее середина). И еще — как будто выпил.

Радостно по голой земле чавкать, заправив брюки в носки. Солнце грело левое ухо, свернули на улицу Центральную, солнце стало греть затылок.

— На этой улице и живут наши певуньи, — говорила дальняя родственница маршала, бравшего Берлин.
Тут сватья, там дядья и кумовья, а за поворотом седьмая вода на киселе. В доме с табличкой «участник Великой Отечественной войны» родной брат Коневой жил. Гармонист в местной самодеятельности. Но он умер.

Следом за Коневой семенит Валентина Семеновна Пятченко. У нее одна рука неживая. И если у меня все ботинки в грязи, как у гусеничного трактора, то ее калошики чистые, словно она их носит для виду, а ходит по воздуху.

— У нас все поют, — говорит она. — В какой дом ни загляни, все поют. Вот выйдем вечером за село, сядем и скотину ждем. Так и поем сразу. Голоса стоящего ни у кого нет. А как соберемся вместе, вдруг появляется.

А на улице Центральной слева — лето, справа — зима. Те дворы, что на южной стороне и к солнцу обращены, уже высохли, а те, что на северной — по грудь в снегу. И Конева, проходя мимо мужичка, зевающего от весенней истомы на южной стороне, говорит:

— И как ты, Семеныч, зеленой травой уже разбогател?

У Семеныча под ногами пробивается еле заметная весенняя зелень. А после такого сообщения он еще шире зевает. Того и гляди, голова навзничь отвалится. Конева живет на северной стороне. У нее снег и в палисаднике, и перед воротами, и во дворе. Значит, ждала меня снегоборьба. Бурановское солнце неторопливо перекатывалось через улицы. Над лугами за селом поднимался белый туман. Ручьи с грязью шоколадного цвета неслись в речку Сарапулку. Галина Николаевна кормила своих коз и курей. Я же в выданных калошиках, рассчитанных на маленькую удмуртскую ножку, махал лопатой и раскланивался с прохожими.

Удмуртское село Бураново прославилось на всю страну в марте две тысячи десятого года. Местный самодеятельный сельский хор чуть было не поехал представлять отечественную культуру в Норвегию. И вообще чуть было не изменил страну. Что это за «чуть было» такое? В этом интересно разобраться. Шесть пожилых женщин в национальных удмуртских костюмах и лаптях вышли на сцену и спели песенку на родном языке (полный состав — одиннадцать бабушек). Они притоптывали и прихлопывали, водили хоровод, улыбались друг дружке, а куплет начинали смешным словечком «пучеко… пучеко». Одним словом вели себя, как и полагается бодрому фольклорному элементу на городской эстраде. Но песенка оказалась непростой, а с подвохом. Скрыто было в ней обличение мира. Мира, тонущего в самодовольстве и глупости. Впрочем, обличение имело типичный удмуртский характер — чрезвычайно мягкий, скрытный и неназойливый. Поэтому его никто и не услышал и подвоха не заметил. Зал умилился поющим старушкам, у которых своих зубов осталось тридцать штук на весь ансамбль. Выступление было воспринято на уровне шоу аниматоров в народном стиле, коими развлекают интуристов на прогулочных пароходах между Угличем и Плесом. Все прочие конкурсанты воспевали большую и несчастную любовь. Удмуртские бабушки задавались вопросом «как жить дальше?» Интересовало это их, видать, оттого что знали они про жизнь нечто особенное и невыдуманное. Невыдуманное получило второе место и осталось дома. Несчастная любовь — первое и полетела в Европу.

Я молодецки уничтожил кучу рыхлого снега во дворе Галины Николаевны Коневой. Махание лопатой действует на городского жителя благотворно, особенно первые сорок минут, когда все мнится трудовым подвигом и чувствуется воодушевление. Прохожие здоровались со мной как с близким родственником, принимая, видимо, за близкого родственника Коневой. Мне это льстило. Потом в гости к Коневой пришла Пятченко. Для хористок коневский дом нечто вроде клуба. Здесь все собираются к вечеру пить чай с конфетами и петь песни. Меня кормили жареной картошкой с солеными огурцами. По обоям в кухне порхали рисованые божьи коровки с кулак величиной. Старушки сидели на узенькой лавке у печи, и у обеих ноги не доставали до пола. Я предлагал выключить телевизор с трансляцией какого-то нескончаемого концерта, но женщины удивились: «Зачем? Они ведь тоже поют». Так и быть, оставили «тоже поющих» в телевизоре на подпевках. Так я начал слушать удмуртские песни. На два голоса.

Обе бабушки родились в Буранове в конце тридцатых годов прошлого века.

— Меня еще крестили в Троицкой церкви, — говорила Галина Николаевна, — а в тридцать девятом ее снесли.

— Люди по домам и чердакам попрятали иконы и книги. Когда новую церковь построим, все назад принесем, — вторила Валентина Семеновна так, словно случилась это недоразумение позавчера, а не семьдесят лет назад.

В восстановлении сельского храма бурановские бабушки видят свою главную миссию. К известности относятся вполне равнодушно, но заработанные на концертах деньги хранят с умом. Собрали уже четырнадцать тысяч рублей. Думают потратить часть на копировальный аппарат.

— У нас газ проводят, — растолковывает Конева. — Говорят, чтобы мы со всех документов обязательно копии снимали.

В школу она пошла восьми лет. Бессмертный сюжет:

— Лаптей у меня не было. Зато было шесть братьев и сестер. И настоящий хлеб впервые попробовала в пятьдесят первом году.

Однако закончила педучилище и сорок один год проработала в детском садике. Из которых тридцать три года в местном бурановском. Вот и вся биография. И дальше начинается песня.

— А с мужем я прожила от свадьбы три года. И укатил он от меня. И мотался по Союзу тридцать лет бог весть где и как. А потом я его приняла, и венчались мы. И последние тринадцать лет, до смерти ухаживала за ним. Он с диабетом был. Прожили грешно и он, и я. Так замаливать надо.

— А я своего еще в восемьдесят четвертом оставила в Красноводске, на Каспийском море, — подхватывает Валентина Семеновна. — Все наши деды и бабки здешние, бурановские, а я птицей улетела на целину и там со своим казаком повстречалась. Увез он меня в Красноводск. И двадцать один год в туркменской школе проработала. Русский язык преподавала. На лошади по всем степям ездила. Миражи видела! И вернулась.

У Пятченко один из сыновей умер. А второй не живет ладом со своей семьей. И тяжко ей бывает в сыновнем доме. Потому и бежит она к Коневой на эту узенькую лавку у печки, мышонком вскарабкается и сидит тихо-тихо, словно и нет ее.

— А руку я давно потеряла, — поет Валентина Семеновна и взмахивает культей, как крылом игрушечной мельницы. — Под циркулярку попала, — бабушка улыбается, — зато теперь бесплатный проезд в автобусе до Ижевска.

Я прошу исполнить что-нибудь из классического репертуара.

Бабушки немедленно перестают гонять конфеты за щеками, аккуратно выкладывают их поверх фантиков на стол и тут же начинают петь. Я не сразу догадываюсь, что звучит гребенщиковское «Под небом голубым есть город золотой». Со временем на этой кухне творится неладное. При первых же звуках оно изчезает. Средневековая мелодия, апокалиптический текст, русские слова на современный лад, а рассказано все нездешним, сказочным языком. То ли лешими лесными, то ли ангелами небесными. Все знакомо и ничего не понятно. Где я? Что я? Зачем я?! Вот что вдруг интересует меня за эти три куплета и три с половиной минуты. Словно никогда до этого мгновения не задумывался я, зачем родился. А бабушки поют. И тогда вместе с Бурановом, полями за селом, речкой Сарапулкой, тающим в канавах снегом и золотым поднебесным городом проваливаюсь я куда-то очень глубоко и безнадежно.

В сумерках отправляюсь в дом культуры за переводом песни, с которой бабушки победили Москву. Ходу шагом минуты три. Но по грязи, в потемках, петляя как испуганный заяц — вышло четверть часа. Напротив ДК, очередной образчик местного инакомыслия. Двухэтажный деревянный дом дореволюционной постройки. Бывший волостной центр. Давно бы ему сгнить и умереть. Но против всякой логики дом в последнее время оживает, причем сразу в статусе культурного достояния. Декан одного из удмуртских институтов организует в Буранове народный промысел — валяльную фабрику. И ведь никто из местных не сомневается в успехе. Ожидают новых толп экотуристов со всего мира за бурановскими расшитыми-расписными валенками. Злости не хватает, откуда столько жизни? И это еще не все. В ДК ожидает меня встреча с оппозицией. Оказывается, внутри Буранова, в той его части, что занята творческим осмыслением бытия, наличествуют разные течения и мнения. Словно это не село в сорока километрах от Сарапула, а какие-нибудь Афины с философскими школами. Оппозиция представлена в лице Зои Михайловны Лебедевой. Вот она решительно входит в ДК. Одета под активистку «Народной воли». Длинная черная юбка, черное пальто, темно-рыжие волосы туго стянуты в пучок на затылке. Никакой косметики. В глазах сухой и яростный огонь. На плече сумка, где вместо бомбы видеокамера. Зоя Михайловна — художник, в столицах училась, в Европах выставлялась, но живет с матерью на малой родине. За Бураново она страстно болеет, и страдает, и терпит нападки, чувствует себя отверженной и огнем палит всех врагов. Враги — это равнодушные, костные, официальные, придворные и зазнавшиеся. «Я против всех! И меня здесь никто не понимает», — с порога заявила Зоя Михайловна вместо обмена визитными карточками. Идейная платформа оппозиции заключается в следующем — в Буранове шестьсот человек бурановского народа, но селяне живут обособленно, как за глухой стеной. И нет единства ни в ком. Люди друг другу почти как волки, и достучаться до сердец — единственная стоящая задача для художника и гражданина. В пылу борьбы за единство душ от Лебедевой достается всем, бурановским бабушкам в первую очередь. Пока те пели в формате самодеятельности и даже переводили Цоя с битлами на удмуртский язык, все было хорошо. Но как только шоу-бизнес поднял «ББ» на свое крыло, все пошло вкривь и вкось. Бабушки зазвездились, и в село пришло разделение. Зависть, корысть, обиды и смущение. Как быть и что делать? Выход художница Лебедева нашла парадоксальный, то есть типично бурановский. Она провела фотоперепись местного населения. Больше сотни фотографий бурановских семей на фоне их дворов, завалинок, плетней, сараев и палисадников. Селяне впервые увидели себя всех вместе. А когда долго рассматриваешь отпечатанные карточки, кажется, на тебя смотрит одно и то же лицо, но в разных настроениях. Теперь же Зоя Михайловна занималась видеопереписью. В камеру требовалось рассказать о себе, о своей мечте и спеть любимую песню. Я попал под паровой каток лебедевского стремления к единству. Обличие мое с вялым автобиографическим текстом занесено в книгу текущей жизни удмуртского села. И до глубокой ночи слышались в стенах ДК яростные споры женщин о судьбах Бураново.

А утром вернулась осень. Но весна тоже никуда не делась. Весь день лил дождь и сырой ветер полоскал в небе тучи. Улицы бурановские превратились в гречневые каши с молоком, а лужи в пруды. И посреди них как острова плавали мокрые сараи и дома. В девятом часу утра открылась дверь и Галина Николаевна Конева произнесла:

— Вставайте, Александр, я вам самую главную бурановскую бабушку поймала.

Я вышел на кухню. На лавочке у печки, болтая ножками в воздухе, сидела маленькая старушка.

— Она в церковь шла, да я ее заворотила, — добавила Конева

— Нехорошо как-то... — сказал я

— У нас батюшка — удмурт и очень строгий, — закачала головой маленькая старушка, при этом улыбаясь во весь рот. — То не разрешает, это не разрешает… очень строгий.

Вид у нее был, как у школьницы, у которой в последний момент отменились уроки. И она очень рада оказаться в теплых гостях, у печки с чаем и конфетами.

Елизавета Филипповна Зарбатова. 1927 года рождения. Единственный бурановский композитор. Если перепетое творчество «Битлз», «Иглз», «Квин», Цоя и Гребенщикова составляют примерно треть репертуара «ББ», то все остальное — это народные песни и авторские песни Елизаветы Филипповны. Нотной грамоты она не знает. Песни рождаются стихийно, но до сих пор безостановочно. Идет ли она по улице, сидит ли дома, возится ли по хозяйству, в голове — музыка вслед за словами или наоборот. Примерно такую же композиторскую технику использовал Дмитрий Шостакович. Сочинив, она поет песню вслух прочим хористкам, те запоминают, записывают слова и вперед, на сцену. Впервые композиторский дар проявился у Елизаветы Филипповны в четырнадцатилетнем возрасте, то есть в 1941 году. Предлагаемые обстоятельства — война, отец на фронте, а все женское население в колхозе. Елизавета Филипповна заготавливала лес для паровозного парка узловой станции Агрыз.

— И пока иду рядом с лошадью по просеке, чтобы ей легче было, музыка в голову идет.

И бабушки поют:

Упали деревья на просеке.
Кто их пожалеет?
А кто нас пожалеет?
Родная мать.
Года тяжелые совпали.
И мы молодые.
Мы не горюем, что мы молодые.
Мы горюем, что война идет.

Отца и брата Елизавета Филипповна с войны не дождалась. Мать по земле каталась и выла от горя. Три килограмма муки раз в четыре месяца получали они.

Что нам хочется поносить,
То на базаре в Агрызех.
А кого мы видеть хочем,
Те на германской границе.

Наш урожай отправляли далеко
И всех лошадей на войну.
Мы быками пахали,
А они нас не слушались.

Она вышла замуж, родила четверых детей. А муж погиб. Упал вместе с рухнувшей опорой линии электропередачи и разбился. Предлагали замуж многие, но сердце больше никому не открылось.

Женское горе можно на двух телегах увезти

А слезы?

Их осталось только голубю напиться.

Сколько песен сочинила, Елизавета Филипповна сама не знает. Видимо, много. Хористки с ней бранятся. Даже в самых старых песнях она любит менять текст. И даже во время выступлений, находясь в непрерывном творческом поиске, придумывает новые слова на ходу.

Закончив петь, бабушки отдирают от фантиков присохшие конфетки и сразу в рот. И гоняют их там языком от щеки к щеке до окончательного удовольствия.

И вот идем мы по селу с Галиной Николаевной Коневой, дальней родственницей победоносного маршала. Льет дождь, слезятся окна, осень с весной тихо плачут, каждая о своем. За футбольным полем обелиск бурановцам, погибшим в войну. Когда-то здесь стоял Троицкий храм. Конева деловито зажигает свечку и тулит ее в бетонную щель от ветра.

— Помолимся, — говорит она, за войнов убиенных, за храм наш убиенный, за нас… и чтобы все вернулись.
Мы молимся, поем «Христос воскресе» и вечную память. Холодно. Сыро. А уезжать не хочется.

— Мы в Москве выступали, — говорит Конева. — Конечно, хорошо. И нам понравилось, как нашу песню переделали. Только вот говорили — улыбайтесь в зал! А мы не улыбались. Только друг дружке. Немного.

Слова песни с финального отборочного тура Евровидения.

Мужа нет.
Как вскопать огород одной?
Как научить молодого жеребенка пахать?
Как наткать тонко?
Как накормить детей?
Как жить дальше?
Пучеко… пучеко… (Пряжа неровная с узелками — пер. с удм.)

Вот и весь бурановский фокус. Вопросы вместо ответов. Зима, лето, весна и осень. И пряжа с узелками.


Бурановские Бабушки Евровидение-2010 Россия Babushka's song

Оффлайн Мирра

  • Модератор
  • Живу я тут
  • ***
  • Сообщений: 442
  • Благодарности: 109
  • Пол: Женский
  • Я такая, какая есть...
  • Awards За активность на форуме.
    • E-mail
    • Awards
  • Город: Глазов, Удмуртия
  • Имя: Елена

Оффлайн serezhiki

  • Администратор
  • Живу я тут
  • *
  • Сообщений: 11133
  • Благодарности: 4688
  • Пол: Мужской
  • В пруд, всё в пруд, потом разберемся!
  • Awards Победа в конкурсе "Лучший аквариум Весна - 2012" победитель конкурса "Лучший аквариум 2012" Медаль за вклад в развитие альтернативных аквариумов Победитель конкурса  "рыбий портрет 2010" За высокий вклад в развитие форума!
    • E-mail
    • Awards
  • Город: Ижевск
  • Имя: Сергей
Re: Бурановские бабушки!
« Ответ #2 : 09 Октябрь 2010, 22:31:56 »
Спасибо.
Вы не любите болото? Вы просто не пробовали его замутить!!!

Оффлайн Невменяшко

  • Модератор
  • Живу я тут
  • ***
  • Сообщений: 2737
  • Благодарности: 812
  • Awards за столь многотрудное дело летописное! За активность на форуме.
    • E-mail
    • Awards
  • Город: Таганрог
  • Имя: Александр
Re: Бурановские бабушки!
« Ответ #3 : 27 Май 2012, 07:44:04 »
Тему апну. Второе место на евровидении- это вам не мелочь по карманам тырить :)


Поблагодарили:


Оффлайн Vankes

  • Живу я тут
  • ****
  • Сообщений: 1285
  • Благодарности: 779
  • Пол: Мужской
  • Awards За активность на форуме.
    • E-mail
    • Awards
  • Город: Ижевск
  • Имя: Иван
Re: Бурановские бабушки!
« Ответ #4 : 27 Май 2012, 11:40:19 »
Да, жаль, что не первое! 10-12 баллов постоянно отдавили свиден)))

Оффлайн Нина Мельникова

  • Живу я тут
  • ****
  • Сообщений: 478
  • Благодарности: 661
  • Пол: Женский
  • Awards За активность на форуме. Лучший аквариум "Лето - 2012"
    • Awards
  • Город: Санкт-Петербург
  • Имя: Нина
Re: Бурановские бабушки!
« Ответ #5 : 27 Май 2012, 13:17:17 »
Спасибо. Первый раз так переживала за наших на Евровидение, просто бальзам на душу))) Говорят что губернатор  уже дал миллион на церковь, не дожидаясь финала. Слава Богу!

Оффлайн Jenshen4ik

  • Глобальный модератор
  • Живу я тут
  • ***
  • Сообщений: 6592
  • Благодарности: 2798
  • Пол: Женский
  • Я ангел, честно... Просто на метле реально быстрее
  • Awards За активность на форуме. "Звезда форума" За высокий вклад в развитие форума!
    • Awards
  • Город: Владивосток
  • Имя: Евгения
Re: Бурановские бабушки!
« Ответ #6 : 27 Май 2012, 13:51:06 »
бабули отожгли!
хотя (имухоль естественно) - песня на конкурсе была не лучшая..... понятно, что с "Городом Золотым" Гребенщикова они бы не прошли... но все же....

им бы пойти по стопам некогда известной группы "Баба Яга"... и миксовать нечто подобное...
:girl_flag_of_truce: Женькин блог

Жизнь за стеклом - про муравьев, аквариумы и многое другое

Сертификат ник-нейма Jenshen

Оффлайн Невменяшко

  • Модератор
  • Живу я тут
  • ***
  • Сообщений: 2737
  • Благодарности: 812
  • Awards за столь многотрудное дело летописное! За активность на форуме.
    • E-mail
    • Awards
  • Город: Таганрог
  • Имя: Александр
Re: Бурановские бабушки!
« Ответ #7 : 27 Май 2012, 14:03:28 »
Жень, я думаю, что с хитом той самой Бабы "Back in USSR" бабушки даже отбор не прошли бы :D

Оффлайн Jenshen4ik

  • Глобальный модератор
  • Живу я тут
  • ***
  • Сообщений: 6592
  • Благодарности: 2798
  • Пол: Женский
  • Я ангел, честно... Просто на метле реально быстрее
  • Awards За активность на форуме. "Звезда форума" За высокий вклад в развитие форума!
    • Awards
  • Город: Владивосток
  • Имя: Евгения
Re: Бурановские бабушки!
« Ответ #8 : 27 Май 2012, 14:59:16 »
Жень, я думаю, что с хитом той самой Бабы "Back in USSR" бабушки даже отбор не прошли бы :D

так в том и дело....
Евровидение - это скорее то, что "пипл хавает".... мне очень часто удивительно слушать то, что вообще исполняется на этом конкурсе...
:girl_flag_of_truce: Женькин блог

Жизнь за стеклом - про муравьев, аквариумы и многое другое

Сертификат ник-нейма Jenshen

Оффлайн Vankes

  • Живу я тут
  • ****
  • Сообщений: 1285
  • Благодарности: 779
  • Пол: Мужской
  • Awards За активность на форуме.
    • E-mail
    • Awards
  • Город: Ижевск
  • Имя: Иван
Re: Бурановские бабушки!
« Ответ #9 : 27 Май 2012, 15:04:13 »
бабули отожгли!
хотя (имухоль естественно) - песня на конкурсе была не лучшая..... понятно, что с "Городом Золотым" Гребенщикова они бы не прошли... но все же....

им бы пойти по стопам некогда известной группы "Баба Яга"... и миксовать нечто подобное...
Мне кажется, уже возраст у них не тот, что бы по стопам то идти... Да и смотрел про них передачу, у них хозяйство ого-го, некогда им творчеством заниматься в таком крупном масштабе, да и деды кой кого не отпускают - ревнуют!

Оффлайн serezhiki

  • Администратор
  • Живу я тут
  • *
  • Сообщений: 11133
  • Благодарности: 4688
  • Пол: Мужской
  • В пруд, всё в пруд, потом разберемся!
  • Awards Победа в конкурсе "Лучший аквариум Весна - 2012" победитель конкурса "Лучший аквариум 2012" Медаль за вклад в развитие альтернативных аквариумов Победитель конкурса  "рыбий портрет 2010" За высокий вклад в развитие форума!
    • E-mail
    • Awards
  • Город: Ижевск
  • Имя: Сергей
Re: Бурановские бабушки!
« Ответ #10 : 27 Май 2012, 21:42:49 »
Бабульки - Молодцы! Пускай я евровидение даже в пьяном угаре не смотрю :blush: Молодцы, и все!
Вы не любите болото? Вы просто не пробовали его замутить!!!


Поблагодарили: